Главная / Совет контрольно-счетных органов

 

В современных условиях повышение эффективности деятельности системы внешнего финансового контроля является одной из актуальных и важных задач. Внешний финансовый контроль – это неотъемлемый элемент системы общественных отношений, один из важных механизмов, способствующий сбалансированному социально-экономическому развитию регионов и муниципалитетов России.

Контрольно-счетная палата Ленинградской области всегда отстаивала свою позицию о необходимости развития и повышения эффективности осуществления внешнего финансового контроля на муниципальном уровне.

В июне 2008 года Контрольно-счетной палатой Ленинградской области совместно с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ленинградской области» и рядом муниципальных контрольно-ревизионных органов был создан Совет органов финансового контроля Ленинградской области.

В соответствии с разработанным и утвержденным на общем собрании контрольно-счетных органов Положением Совет создан с целью повышения эффективности осуществления государственного и муниципального финансового контроля в Ленинградской области, координации деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований и укрепления сотрудничества между ними. Членом Совета может стать каждый контрольно-счетный орган Ленинградской области на основании решения общего собрания участников Совета. По решению общего собрания участников Совет не является юридическим лицом, органами управления Совета являются Общее собрание участников Совета, Президиум Совета и Председатель Совета.

Основными задачами Совета контрольно-счетных органов Ленинградской области являются:

- укрепление сотрудничества контрольно-счетных органов, направленного на повышение эффективности государственного и муниципального финансового контроля;

- содействие развитию системы муниципального финансового контроля;

- оказание членам Совета организационной, правовой, методической информационной и иной помощи;

- координация совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

- содействие эффективному функционированию единой системы контроля за исполнением бюджетов, за использованием имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- подготовка и обучение кадров для работы в контрольных органах.

Работа по содействию в создании органов внешнего финансового контроля Ленинградской области ведется с момента образования Совета. В 2011 году начался новый этап формирования системы внешнего финансового контроля в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (Федеральный закон №6-ФЗ). Принятие закона создало условия для укрепления и существенного повышения эффективности внешнего финансового контроля на уровне муниципалитетов. Закон определил единые подходы к статусу, полномочиям, порядку организации и деятельности органов внешнего финансового контроля.

Именно поэтому приоритетным направлением деятельности для Совета органов финансового контроля, совместно с Советом муниципальных образований, являлась работа по приведению законодательства Ленинградской области и муниципальных районов в соответствие с Федеральным законом №6-ФЗ.

Членам Совета оказывалась методическая помощь в форме консультаций при разработке положений о контрольно-счетном органе муниципального образования, а также при подготовке соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля от муниципальных образований городских и сельских поселений на районный уровень.

Контрольно-счетная палата Ленинградской области осуществляет мониторинг реализации Федерального закона №6-ФЗ на территории Ленинградской области. Отмечается положительная динамика увеличения количества и изменения статуса контрольно-счетных органов Ленинградской области.

В настоящее время муниципальные контрольно-счетные органы созданы во всех муниципальных районах Ленинградской области и Сосновоборском городском округе.

В 9 муниципальных районах Ленинградской области (Волховский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Киришский, Лужский, Приозерский, Сланцевский и Тосненский районы) и Сосновоборском городском округе контрольно-счетные органы обладают правами юридического лица.

Федеральным законом №6-ФЗ на контрольно-счетные органы возлагаются многочисленные полномочия. Практика показывает, что эффективное исполнение полномочий возможно только при установлении такой штатной численности, при которой муниципальные контрольно-счетные органы смогут в полном объеме осуществлять все установленные полномочия.

Средняя штатная численность контрольно-счетных органов муниципальных районов и городского округа в Ленинградской области составляет 3,5 штатных единиц, что свидетельствует об их малочисленности и напряженной деятельности при выполнении полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля.

Несмотря на принятие Федерального закона №6-ФЗ, процесс становления эффективной системы внешнего муниципального финансового контроля и превращение его в действенный инструмент контроля, завершён не полностью. Проблемы прежние: недостаток квалифицированных кадров, ограниченные финансовые возможности муниципалитетов, субъективные факторы на местах.

К числу основных задач, которые требуется решить, можно отнести:

-  завершение процесса создания целостной системы внешнего муниципального финансового контроля в Ленинградской области, позволяющей осуществлять полномочия по внешнему финансовому контролю наиболее эффективно и в полном объеме;

-  приведение штатной численности контрольно-счетных органов в соответствие с объемом решаемых задач;

-  подготовка квалифицированных кадров.

Решение этих задач позволит обеспечить эффективность деятельности органов внешнего муниципального финансового контроля на всей территории Ленинградской области.